Служба в попразднество...
* * *
 

Служба в предпразднество и попразднество 
Рождества пресв. Богородицы
перевод проф. М. Скабаллановича.

Малая вечерня.
Стихиры на Господи воззвах.
Глас 1.
Иоаким и Анна торжествуют, родивши начаток нашего спасения, единственную Богородицу. С ними и мы сегодня празднуем, ублажая чистую Деву от корня Иессееву. 

От Анны сегодня вырос цвет, богозданное насаждение, Богородица, спасение людей. Родившись от нее сверх ума, Создатель, как благой, очищает по благости Адамову скверну. 

Кто в достаточной степени может по достоинству воспеть Деву, от Анны неизреченно младенствующую. Теките же сегодня сладостью, горы и холмы; ибо, жизнь всех и очищение, Богородица чистая питается молоком. 

Слава, и ныне. - стихира праздника "Всечестное Твое рождество".


Стихиры на стиховне. 
Глас 2. 
Радуйся, Иоаким и Анна; радуйтесь, так как Ходатаица радости и спасения, от неплодной Дева, нам рождается. 

Ты одна явилась спасением для земных, как родившая Слово сверх слова и природы; посему Тебя ублажаем. 

Отложи, Адам и Ева, всякую печаль; ибо Мать радости сегодня преславно прозябает от неплодной. 

Храм Божий, единственная Богородица, происходит от неплодной и нерождающей, и радуется восклицая Адам. 


Служба 7 сентября. 
Стихиры на Господи воззвах. 
Глас
1. 
В рождестве Твоем, Пречистая, миру засияли духовные лучи всеобщей радости, предвозвещающие для всех солнце правды - Христа Бога, ибо Ты явилась посредницей истинного веселия и благодати. 

Эта предпразднственная слава Твоя, Пречистая, предвозвещает Твои превышающие слово благодеяния людям, ибо Ты, Богородица Приснодева, посредница нынешнего веселия и причина будущей радости для нас. 

Стихиры на стиховне. 
Глас
8. 
Да радуется соединение людей; радуйся, храм Господень; радуйся, святая гора; радуйся, божественная трапеза; радуйся, светильник Света; радуйся, драгоценная слава православных. Радуйся, Мария, Мать Христа Бога; радуйся, всенепорочная; радуйся, стол божественного хлеба; радуйся, неопалимая купина; радуйся, надежда всех. 

Тропарем служит седален по 2-й кафизме из службы праздника. 

Седальны. 
Глас
1. 
Родившись чудесно от неплодных ложесн, сверхъестественно родила от девственных чресл; явившись прекрасным стеблем, произрастила миру Жизнь. Поэтому силы небесные взывают Тебе, Богородица: слава пришествию Твоему, Чистая; слава рождению Твоему; слава девству Твоему, Мать безневестная. 

Глас
5. 
Все небесное (все на небе) сегодня радуется, род людской сегодня празднует с ним, и пророки таинственно вместе веселятся, ибо сегодня рождается Та, Которую они в древности провидели образно, как купину, как стамну, как облако, дверь и престол, как высокую гору. 

Канон, 
глас
4, 
творение Иосифа. 

Ирмосами служат ирмосы "Отверзу уста моя" - как обычно во второстепенные Богородичные праздники. Далее приводятся только тропари каждой песни. 

Песнь первая. 
Радуясь сегодня, будем с веселием воспевать божественное рождение Богоматери, ибо Она родила радость вселенной, уничтожающую скорбь праматери. 

От неплодной является неплодство греха, которое предуказал закон и предначертали речи божественных благовестников, Пречистая и всенепорочная Владычица.  

Сделалась храмом и палатою Царя Та, в Которой Пресущественный, устроив для Себя жилище, делает верных жилищем Святой Троицы. 

Богородичен. 
От неплодной происходит прекраснейший, чертог, высочайший Божий престол, на котором воссел плотью Пресущественный, сидящих во тьме гибели благостию возбуждает к свету познания. 

Песнь третья. 
От неплодной земли рождается земля плодоносная, которая в качестве плода принесет Возделывателя добра и живоносный колос, питающий божественным мановением всех. 

Сегодня произросла ветвь девства, из которой процветет цвет Садовник Бог наш, с крайней благостью отсекающий плохие ростки. 

Вот невысеченная гора, сама от неплодного камня, дает плод - отсеченный мысленный Камень, Который произведет сокрушение всех идолов льстеца. 

Предначертания закона предсказали Тебя, Отроковица, ибо Ты, вопреки закону, носишь во чреве Законодателя, неизреченно сохраняющего Тебя нетленной и нескверной. 

По 3-й песни - седален 1-й по полиелее из праздничной службы. 

Песнь четвертая. 
Рождается на земле Отроковица, высшая ангелов, пребывающая в несравненной святости и чистоте, Которая рождает очищение, освящение и совершенное избавление всех - Христа. 

Чрево Анны стало блаженным, ибо она родила имеющую вместить в Себя блаженное и невместимое Слово, подающее возрождение всем верным. 

Как плодоносная маслина, произросшая от корня Иессея, Анна произращает Тебя, Дева, произрастающую Милостивое Слово, которому всегда предшествует милость и истина.

Песнь пятая.
Сегодня рождается запечатанная книга, которую невозможно прочесть по естественному закону земному, - книга, сохраняемая для жилища Слова, как показали книги богоглаголивых Духом.

Сегодня родилась спасительная Лоза, имеющая произрастить нетленный божественный Грозд, изливающий сладость, которую всякий таинственно пьющий плодит божественное и спасительное веселие.

Торжествуйте, люди, ликуя с ангелами: теперь, когда от неплодной родилась Дева, для прославляющих Ее рождество прекратилась печаль и настает радость.

Божественный пророк предначертал яснейшим образом Тебя, Дева, как новый свиток, на котором перстами Отца напишется Слово, по благости вписывающее в книгу жизни всех повинующихся Его власти.

Песнь шестая.
Сегодня родился мост, приводящий человечество к свету, небесная лестница, явственнейшая гора Божия, Богородица Дева, Которую ублажаем.

Пурпур Анна произвела порфиру - Богородицу, впоследствии окрасившую руно воплощения для Царя. Ее все песнословим.

Ныне из малой капли произошел источник, Всенепорочная, которая, родивши бездну спасения, остановит потоки многобожия.

Ты, Богородительница Присноблаженная Дева, произросла из неплодного корня и твоим сверхъестественным божественным произростанием подрезала до корня терние злобы.

Кондак.
Сегодня по Божию предначертанию рождается Дева и Богородица Мария, от неплодной - бесконечный чертог небесного Жениха, благоукрашается колесница Слова, ибо на это предназначена Ты, божественная Дверь и Мать истинной жизни.

Икос.
Ты неплодной дарована в качестве плода, Богоотроковица Мария, - которую некогда Духом провидели божественные пророки. Видя Ее сегодня радующеюся в недрах Анны, мысленно сойдемся с верным Иоакимом к пиршеству и пригласим находящихся далеко, говоря: сегодня воззвание этого мира, ибо от неплодного чрева произросла Божественная Дверь и Мать истинной Жизни.

Песнь седьмая.
Иоаким и Анна ублажаются за рождение блаженной и пречистой Богоматери, родившей блаженное Слово, Которое делает блаженными всех верных.

Твои родители приобрели драгоценный дар - Тебя, Пречистая, Которая зачала Бога, обогатившего лучшими дарами взывающих: Господи отцев и Бог, Ты благословен.

Сосцы Твои, Богопризванная Анна, гораздо лучше вина, так как ты кормила священными сосцами Кормилицу Преблагого Слова, Подателя молока и Питателя для всякого дыхания.

Радуйся, ударяй в гусли твои и ликуй, боговдохновенный Давид, ибо вот кивот, о котором ты в древности предвозвестил, вышел из неплодствующего чрева, уготованный для Царя твари и Бога. 

Песнь восьмая.
Двинем язык, чтя песнопениями божественное рождество воплотившей Духом преславное и пребожественное Слово и воззовем: дела (Господни), воспевайте Господа и превозносите Его во все века.

Торжествуйте, божественные пророки, почитая рождество Девы, ибо Она исполнила все предсказания, родивши вами указанного Христа, Царя всего, Которого мы превозносим во все века.

Воскликните, горы, в веселии; ликуйте, апостолы и мученики; радуйтесь, все преподобные и праведные, восклицая сегодня в рождество Господней Матери: Господа пойте и превозносите Его во все века.

Расцвело благовонное яблоко, появилась божественная роза и наполнила благоуханием все страны и прекратила зловоние нашего греха, Ты, Пречистая и Матерь Слова, Которую мы превозносим во все века.

Сегодня возвеселись, человеческое естество, неплодствующее драгоценными дарованиями Божественного Духа, видя родившуюся от неплодной Богоотроковицу, и воскликни: "дела (Господни), воспевайте Господа и превозносите Его во все века".

Песнь девятая.
Вот явственно показалось Божие святое место, создался преславный город Царя, светло процвел светозарный рай, являясь ходатаицей рая, усвоением людей Богу.

Сегодня явилась свеча и светильник, показывая в золотом сиянии превечный Свет: Вселившийся в Нее просветить находящихся в ночи ужасов, разгонит мглу безбожия и всех сделает причастниками дня по истине ради веры.

Сегодня ликует земля, ибо она увидела новое небо: народившееся Божие прекрасное. - Вселившийся в которое плотию возведет людей превыше небес и всех обожит по благости. Его воспевая, верно величаем.

Преславная чета, Иоаким и Анна, - произрастила Агницу нескверную, происшедший из Которой вскормленный Агнец заклан за мир, принимая на Себя людские прегрешения и уничтожая жертвы, приносимые демонам.

Просвети Ты, Богородительница, родившая Свет, нас, торжествующих духом светоносное Твое рождество, и яви, Пречистая, нас причастниками будущего света и Твоими материнскими молитвами подай нам мир и избавление от бед.


Из службы 9-го сентября.
Стихиры на Господи воззвах.
Глас
2.
Прежде неплодная страна рождает землю плодоносную, и давшая неплодной утробе святой плод питается молоком. Страшное чудо: Кормилица нашей жизни, принявшая во чреве хлеб небесный, питается от сосцев молоком.

Глас
5.
О, счастливая чета! Вы превзошли всех родителей, потому что произрастили высшую всего творения. Поистине, блажен ты, Иоаким, быв родителем такой Отроковицы. Блаженны ложесна твои, Анна, так как ты произрастила мать нашей Жизни. Блаженны сосцы, которыми ты вскормила кормившую молоком Питающего всякое существо. Всеблаженные! просим вас. молите Его о помиловании душ наших.

Стихиры на стиховне.
Глас
2.
Анна, поистине богомудрая. увидев на дереве птичье гнездо и вспомним свое бесчадие, восклицала: "увы мне, Господи, Господи! я одна грешная лишена Тобою плодотворения". Тогда человеколюбец Бог даровал ей плод - Деву, славнейшую всякого творения. 

Анна, поистине богомудрая, узнала бесчадную боль неплодства и стала в молитве взывать к Богу: "разреши печальные и неплодные узы, и я рожу имеющую родить Тебя, святое Слово, - что Ты, Жизноподатель Владыка Христос, даруешь ей: она родит Тебя, Спасителя всех людей".

Седальны.
Глас
3.
Сегодня волею Божией рождается от неплодной Анны Дева и Богородица Мария, неразрушимый чертог небесного Жениха, уготованная носительница Божия Слова; ибо на это предназначена Отроковица и Мать истинной жизни.

Глас
4.
Давид! то, чем клялся тебе некогда помазавший тебя, относительно плода от чресл твоих на престоле твоем, Он исполнил, дав Марию. Ибо ты видишь Ту, которая от Анны Иудовой, и радуешься; от Нее воплотился Христос, Спаситель всего, спасающий по безмерной благости наш род.

Из канона.
Песнь первая.
Вы, богомудрая Анна и всеблаженный Иоаким, сподобились родить свечу, от которой возблистало духовное Солнце, по плоти воссиявшее от нее, сияющее светом добродетелей.

Поистине богоприятный Иоаким и божественная Анна, неотступно молясь с всяческим взиранием к Богу, родили пречистую Богородицу, наибольшую по святости из всей твари.

Песнь пятая.
Целомудренная чета, сияющая чистотою твари, - Анна и Иоаким богоприятный - родили Ту, Которая своим Божественным сиянием девства украсила неплодное человеческое естество.

С появлением востока свыше в наставление заблудившихся, божественный Иоаким и Анна, прожившие богомудренно, боговидцы, сподобились явно родить светоносную дверь.

Божественное Слово наперед указало прообразами богонаписанную скрижаль нового закона, на которой (начертано) разрешение грехов ветхого закона, а теперь Вседержитель мановением высек (ее), как из камня, от неплодной.

Песнь шестая.
Неплодная Анна, некогда восприявши плодоносное семя, от божественного осияния сподобилась родить Отроковицу, владычествующую всеми тварями.

Песнь седьмая.
Анна божественная, нося пресветлую свечу Богородицу, как златосиящий светильник, просветила божественным светом и светлым сиянием девства весь мир.

Песнь восьмая.
Чрез вас, друзья Божии, нам послан жезл силы, всенепорочная Невеста, чрез Которую мы одолеваем безбожных врагов, разрушая их коварства.

Нам дано от Бога чрез тебя, священнейшее супружество оружие благоволения, которым мы, верные, прекрасно всегда венчаемся, чистая Дева-Мать, родившая Бога.

Песнь девятая.
Вы, славные, уничтожили пищу для смерти, светло родивши Мать жизни, отразившую нападение той (смерти) и исходатайствовавшую надежду на бессмертную жизнь по вере.

Иоаким, как солнце, в единении с светоносной луной - Анной, породил луч девства, от которого нам воссияла заря божественного Существа, ипостасно соединившаяся (с нами) плотию.

Вы, блаженные, поживши целомудренно и благочестиво, сегодня сподобились несказанной сладости, получивши богоявление от Того, Кто явился чрез вас миру; Его молите о спасении наших душ.

Светилен.
Как от солнца - солнце и от луны - луна, от Анны и Иоакима родилась всенепорочная Отроковица и просветила концы мира своим сиянием. Воспевая Ее, будем достойно ублажать (их), совершая их достойную память.


Источник: "Христианские праздники. Рождество пресвятой Богородицы.. Издание журнала "Проповеднический листок" под редакцией М.Скабаллановича. Киев, 1915.  Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

 
 webmaster: SiDoff@tut.by
Hosted by uCoz