Да радуется Небо, и земля да веселится: Божие бо Небо на земли родися (Седален по полиелеи)
Из всех праздников Рождество Пресвятой Богородицы вынесено в самое начало. Святая Церковь, вырабатывая свой устав лета во спасение, руководствовалась здесь не только и не столько исторической последовательностью событий земной жизни Пресвятой Богородицы и Спасителя, но стремилась, последовательно раскрывая тайну Божественного домостроительства, выстроить ступени духовного восприятия этой тайны человеком.
Отсюда и особое место праздника Рождества Пресвятой Богородицы: Пребезначальное Начало, начало приемлет из Тебе, Богородительнице, плотским временем, и пребывает собезначально (Богородичен 4-й песни 2-го канона Праздника). Превечное Слово Отчее чрез Богородицу начинает свое бытие в материальном времени - и чрез рождение в мир Матери Превечного Слова род человеческий, преодолевая границы времени текущего естества, получает возможность войти в мир вечности.
Святоотеческое учение говорит о времени как о созданном Самим Богом одном из инструментов нашего спасения: Бог создал временные вещи для человека, чтобы созревая среди них, он производил плод бессмертия (Сщмч. Ириней Лионский). Очевидно, что Матери безмужныя нетленен Плод, вызревший во исполнения обетования Божия - есть Плод живоносен всему миру (Икос), а рождение Ее Самой в мир - появление "моста жизни", выводящего людей из сени смертной в бессмертие.
Богослужение праздника открывает нам, что Рождество Богородицы было не просто великой радостью для Ее родителей, получивших разрешение своего неплодства, но стало радостью всемирной - в нем естества нашего разрешается неплодство. Об этом говорит и тропарь праздника: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней.
Радость о Господе усвояется православным сознанием как духовное состояние, наиболее созвучное всем богородичным праздникам - вспомним слова Архангельского приветствия: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою... По слову свт. Андрея Критского, светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Илия Минятий говорит, что Богородица при воздействии Божественного Промысла не только начинает радостью Свою жизнь, но дает начало общей радости. Поскольку Рождество Пресвятой Богородицы есть для нас начало праздников (свт. Андрей Критский), а настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари всеобщую радость, то мы ясно понимаем, что именно днесь завершило человечество длинный путь приготовлений и достойно встречает Пресвятую Деву, Которая избрана Матерью Света. Путь пройден, наступил день Господень - еще не прозвучало слово Нового Завета Божия, но уже начинается его осуществление...
Суть празднуемого события донесена до нас в мельчайших подробностях Священным Преданием. В святоотеческом наследии можно найти немало слов, посвященных Рождеству Богородицы.
Настоящее в честь Девы празднество поистине украшается многими и великими дарами и справедливо почитается днем спасения всего мира, - писал в IX веке святитель Фотий, патриарх Константинопольский (именно при нем принимали крещение первые русские люди, попадавшие в Царьград), - Ныне Дева Матерь рождается от неплодной матери и соделывается жилищем для пребывания Господа. Ныне разрешаются узы неплодства и утверждаются ключи девства, ибо утроба нерождающая неожиданно принесла зрелый плод. Ныне Анна избавляется от позора неплодия и вселенная пожинает колосья радости... Ныне Дева исходит из неродившего чрева и неплодие получает в удел рождение...
Мать и отец Той, Которая стала Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим - потомки благословенных Богом родов: Иоаким - из царского рода Давидова, а Анна - из первосвященнического рода Левиина по отцу и из колена Иудина по матери. Жили они в Назарете Галилейском. Относясь к браку как к венцу и завершению Божественного домостроительства, они ожидали благословенного плода своего супружества как исполнения своего предназначения на земле. Эта высшая цель - родить и воспитать потомство для Бога и в Боге - подогревалась еще и всеобщим ожиданием в израильском народе Мессии - Избавителя и Спасителя мира...
Явное благословение Божие почивало на доме супругов, им сопутствовал всяческий достаток - но не для кого им было собирать имение: супруги долгие годы были бездетны. Это обстоятельство лишь вдохновляло их на новые духовные подвиги, усердие и постоянство в молитве; щедро одаривали они и всякого, просящего у них... Терпение, навыкнув во времени, родило в них глубокое смирение. Бесплодие супругов давало повод к поношению и оскорблению от окружающих.
В один из великих праздников старец Иоаким пришел в Иерусалимский храм с намерением принести жертву Господу, но приношение его было отвергнуто первосвященником. И больно ударили старца слова первосвященника, что жертва бездетного не может быть приятна Богу. Не зная за собой греха, Иоаким принял поношение как справедливый гнев Божий, преследующий его бесчадием.
Смиренное сознание своей греховности привело старца в пустыню, где в течение сорока дней в посте и молитве пребывал старец. Но не один он нес свой сорокадневный подвиг. Его верная супруга Анна в горе вторила молитвой своему супругу. Пройден супругами искус целой жизнью. Всю жизнь свою они верно служили Богу, непрестанно и неотступно призывали Его на помощь, когда ожидать просимого было уже бессмысленно. Но у Бога нет ничего невозможного. Он один только все может - и вот, испытав терпение терпящих, явил Господь Свое к бесчадным супругам милосердие... Родители передали Дщери все благочестие свое, воспитанное в превратностях жизни, и поручили Ее Богу воспитатися во Святая Святых...
Так положено было начало исполнению Божественных обетований, которыми жили и утешались люди на протяжении многих веков - в падшем человеческом роде является Чистая и Святая Дева, достойная стать вместилищем Бога Слова.
В Священном Писании и Предании нет ни одной лишней буквы, ни одного ненужного события, но все дается живущим в пример и назидание на все времена. И по примеру Иоакима и Анны, по примеру всех праведников, живущих во все времена, можно сказать, что все искушения и страхи, все скорбные обстоятельства жизни, каковы бы они ни были - кратковременны и не вредят бодрому духу, укорененному в Боге исполнением данных Ему обетов (Архимандрит Иоанн Крестьянкин).
В современной исторической и искусствоведческой литературе бытует укоренившееся мнение, что история Рождества и детские годы Пресвятой Богородицы в литургическом предании и иконографии основываются на апокрифе - т.н. Протоевангелии Иакова (о Рождестве - глава V). Древнейший из сохранившихся списков этого апокрифа датируется IV веком, хотя исследователи и относят время появления самого апокрифа к рубежу II-III веков. Мог ли появившийся в четвертом веке апокриф быстро стать авторитетным источником для включения в богослужебный круг в качестве праздника нового, неизвестного ранее в Церкви события? Можно однако предположить, что достаточно подробную историю земной жизни Пресвятой Богородицы уже в то время органично включало в себя Священное Предание, а апокрифические памятники не могли не включить в себя широко бытовавших в Церкви устных сказаний.
Относительно времени появления праздника у церковных историков нет полного единодушия. Очевидно только, что богородичные праздники появились в Церкви позднее Господских. По мнению профессора КДА М.Н. Скабаллановича, среди богородичных праздников Рождество Пресвятой Богородицы едва ли не последний по времени появления среди двунадесятых, правда, с оговоркой, что упоминания о празднике имеются уже в пятом веке на востоке в словах Прокла, Патриарха Константинопольского (459-436 гг.), а на западе - в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492-496 гг.). В статье Ф. Спасского содержится ряд существенных дополнений относительно авторства (и, соответственно, времени появления) праздничных песнопений. Среди творений преподобного Романа Сладкопевца имеется двенадцать кондаков и икосов на Рождество Богородицы - т.е. к середине VI века празднование имело уже свои традиции. О древности праздника свидетельствует также его существование у несториан и яковитов (в тот же день 8 сентября), текстуальное совпадение употребляемого в католической церкви тропаря с текстом православным и еще целый ряд достаточно древних памятников письменности как на востоке, так и на западе.
О появлении праздника Рождества Богородицы в восточной церкви и о том значении, которое ему придавалось хорошо сказано у Скабаллановича: "Нужно прочесть... полный умиления и духовного восторга канон (2-й канон праздника, составленный свт. Андреем), чтобы убедиться, что для христианина VII века Рождество Пресвятой Богородицы было праздником, в который радостно трепетало его сердце и самые высокие чувствования переполняли его душу. Вдохновиться на такие песни мог только человек, воспитанный в чествовании этого дня и, вероятно, слышавший в этот день восторженные песни прежних творцов"...
В западной церкви праздник появился позднее и столь широкого, как на востоке, распространения не получил. В современном католическом обиходе Рождество Богородицы празднуется гораздо скромнее и менее торжественно, чем в церкви православной. Это касается и иконографии праздника.
От первоначальных песнопений праздника в ныне существующую службу вошли немногие; наиболее древним из них является тропарь Рождество Твое, Богородице Дево, употреблявшийся, видимо, уже в V веке. В числе песнописцев были преподобный Роман Сладкопевец, свт. Андрей Критский (2-й канон), преп. Иоанн Дамаскин (1-й канон), преп. Иосиф песнописец (канон предпразднства) и другие гимнографы, главным образом, VIII-IX веков. Можно утверждать, что к Х веку служба Рождеству Богородицы имела вид, очень близкий к нынешнему. Во всяком случае, Русь при Крещении своем получила в числе прочих богослужебных текстов и чинопоследование праздника Рождества Пресвятой Богородицы практически в том виде, что использует и через тысячелетие. Отметим интересную особенность сентябрьских богослужебных миней в XII веке: они имели надписание "Минея рождественская", т.е. служба Рождеству Пресвятой Богородицы безусловно считалась главной в сентябре. Одна из древнейших сохранившихся рукописей - богослужебный сборник начала XII века из Псковского Варваринского женского монастыря (ныне хранится в ЦГАДА) - содержит службу на Рождество Богородицы.
В трех первых стихирах на Господи воззвах рождение Богородицы называется приготовлением Престола Божия на земле, появлением нового одушевленного Неба; затем, как бы нисходя от горнего к земному, Богоотроковица именуется Чертогом Света, Книгой Слова Божия, Дверью Святителя Великого, Единого Христа вводящей в мир; наконец, преславное рождение Марии от неплодной матери всех рожденных благолепно превозсия (выше всех святых жен, Божественным хотением разрешенных от неплодства), ибо Единородный Сын Божий в Своем Рождестве сохранил девство Своей Пречистой Матери, всем человеком спасение содела.
Следующие три стихиры говорят о свершившемся событии уже с точки зрения получивших спасение "всех человеков": неплодная врата отверзаются... являющи миру Божию Матерь... во спасение душ наших. В разрешении от неплодства матери Той, Которая и по Рождестве Дева, естества нашего разрешается неплодство: Спаситель нам, заблудшим плотию, соделывает спасение. Рождение Богоотроковицы, от всех родов произбранной в Жилище Христа Бога, есть исполнение Божественного домостроительства, обновляющего род человеческий от тли (тления) к жизни неконечней. От совершившегося во времени события рождения в мир Богородицы Марии вновь к жизни неконечней привлекает днесь наш мысленный взор Бог, на разумных почивающий Престолех... Вновь на Слава, и ныне звучит первая стихира. Стихиры на Господи, воззвах -творения Стефана и Сергия Святоградцев, т.е. иноков лавры Саввы Освященного близ Иерусалима.
Паремии - те, что читаются на все Богородичные праздники. Первое чтение из 28-й главы Книги Бытия (Быт. 28, 10-17): видение патриархом Иаковом на пути из Вирсавии в Харран во сне таинственной лестницы, соединявшей небо и землю (Радуйся, Лествице высокая, юже Иаков виде, акафист). Рождество Богородицы - первая ступень таинственной лестницы.
Вторая паремия - из 43-44 глав Книги Пророка Иезекииля (Иез. 43, 27; 44, 1-4): о затворенных вратах, которые видел пророк Иезекииль в ассиро-вавилонском плену, чрез которые входит Господь Бог, но они навсегда остаются закрытыми для всех людей - пророчество о приснодевстве Богоматери до Рождества, в Рождестве и по Рождестве Господа Иисуса Христа.
Третья паремия - из Книги Притчей Соломона (Притч. 9, 1-11): Премудрость Божия устрояет Себе дом - новозаветную Церковь, утверждая ее в Таинстах, принимая в ней Бескровную жертву. Воплощению Божественной Премудрости - Единородного Сына Божия послужила Та, Которая именуется в церковных песнопениях Чертогом Света, Жилищем всех Царя, Пречистым Храмом Спасовым, т.е. домом Бога Живого.
В стихирах на литии говорится о том, что рождение пронареченной от родов древних принесло праотцам Адаму и Еве избавление и освобождение от адовых уз. Богородица именуется в них "Жезлом от корене Иессея", "Купиной Невещественного Огня". Матерь Живота в благознаменитый день Своего рождения в мир слышит и архангельское приветствие: радуйся Благодатная, Господь с Тобою.
Стихиры на стиховне помимо прославления "воссиявшей от Иоакима и Анны Всепетой Девы" включают в свой состав уже и молитвенное воззвание к Ней (что вполне согласуется и с псаломским стихом Слыши, дщи и виждь, и приклони ухо твое - Пс. 44, 11): Дево Богозванная, миру мир испроси, и душам нашим велию милость.
Тропарь праздника, как важнейшее и чаще прочих употребляемое песнопение, в лаконичной форме в образных выражениях раскрывает общее значение празднуемого священного события для всей вселенной - от Пресвятой Девы воссияло Солнце Правды, Христос Бог, уничтоживший клятву (проклятие за грех), упразднивший смерть - следствие греха (Рим. 5, 12) и даровавший людям благословение и жизнь вечную.
В седальнах по кафизмах на утрени делается акцент на происхождение Пресвятой Девы от рода Давидова; от Нее рождается Христос, Создатель, новый Адам и вечный Царь; рождению Богоотроковицы сорадутся Небо, земля и все племена земные. Величание со стихами "избранного" псалма (стихи из Пс.: 131, 86, 45, 95, 64, 92, 44, 88), охватывая в нескольких словах суть празднуемого события - всеславное Рождество Пресвятой Девы - воздает честь и Ее святым родителям. Псаломские стихи вновь возвращают нас к мысли о происхождении Девы Марии из рода Давидова; избравший Давида за кротость его Бог клятвенно обещал устроить в его потомстве селение Свое. Таким святым Храмом и стала родившаяся Богоотроковица.
Седальны по полиелее проникнуты чувством радости: преславному чуду радуются Небо и земля, радуются Иоаким и Анна, радуется Адам и Ева, радуется Давид и всяк язык.
Прокимен (глас 4-й) - общий для богородичных праздников: Помяну Имя Твое во всяком роде и роде (Пс. 44, 18) - выражает готовность воспевать Пречистую Богородицу. Стих прокимна (Пс. 44, 1): Отрыгну сердце мое слово благо - говорит о том, что слова хвалы исходят из глубины сердца.
Евангельское чтение на утрене (Лк. 1, 39-49, 56; 4-е зачало), также общее для всех богородичных праздников, повествует о посещении Пресвятой Богородицей матери Иоанна Крестителя, праведной Елисаветы, которая первая пророчески назвала Пресвятую Деву Матерью Господа. А Сама Дева Мария во вдохновенных словах - точнее, во вдохновенной хвалебной песни Богу выражает Свою радость о Боге, Спасителе Своем, Свое глубокое смирение и величие Своей славы во всех поколениях как Матери Божией.
По 50-м псалме поется вновь праздничная стихира Сей день Господень, которая уже звучала на вечерне.
Два высокоторжественных канона с припевом Пресвятая Богородице, спаси нас, далее звучащие на утрени - творения преподобных Иоанна Дамаскина и Андрея Критского. По содержанию канонов можно говорить о том, что канон св. Андрея написан раньше, и Иоанн Дамаскин дополнил его своим творением. Оба канона воспроизводят событие праздника, обстоятельства рождения Пресвятой Девы Марии, прославляют участников этого события, их благочестивых предков. Каноны содержат и глубокое догматическое толкование праздника: плодами его является уничтожение следствий первородного греха. Воспевая Приснодеву, каноны указывают на значение Ее для спасения рода человеческого; еще в Ветхом Завете о Ней прообразовательно говорится как о виденной Иаковом таинственной лестнице, как о скинии свидения со священными ее принадлежностями, как о Неопалимой Купине, которую видел Моисей, как о прозябшем жезле Аароновом, как о горе в видении пророка Даниила, от которой Камень отсечеся не руками мужескими, как о орошаемой и не опалившей трех божественных отроков пещи халдейской, как о двери, которую Един Бог Зиждитель пройде стезею странною.
Кондак, как и тропарь праздника, в сжатой форме изображает суть празднуемого события, обращая большее внимание на событийную сторону, не забывая, впрочем, о его значении для дела спасения людей: в святом Рождестве Богородицы освободились Иоаким и Анна поношения бесчадства, а Адам и Ева от тли смертныя. Это событие избавило от осуждение за грехи и род человеческий, прославляющий Питательницу жизни.
В икосе говорится о подробностях самого начала празднуемого события: молитвы и воздыхания праведных Иоакима и Анны во уши Господа вниде, когда он молитву на горе творяше, а она в саде поношение ношаше... Отметим, что приведенные в икосе подробности вошли и в традиционную иконографию праздника Рождества Богородицы. Как пример можно привести праздничную икону Рождества Богородицы (XII века) из Преображенского собора Псковского Спасо-Мирожского монастыря с клеймами, где изображены принесение жертвы Иоакимом в Иерусалимский храм и отвержение этой жертвы первосвященником, плач Иоакима и Анны, моление Анны и моление Иоакима, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча и целование супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и другие эпизоды празднуемого события, весьма подробно дополняющие богослужебный текст. Очень часто в храмах, посвященных празднику, эти сюжеты использовались в стенной росписи.
На 9-й песни вместо Честнейшей поются особые припевы праздника: к первому канону - Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере, и ко второму канону - Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию. Как и тропари канонов, припевы, с одной стороны, призывают прославить само торжество - Рождество Матери Божией, а с другой - и Саму Виновницу этого торжества, Деву Марию.
Светилен первый изображает Деву Марию как Цветок, наполняющий Божественным благоуханием все концы мира и радости всю наполняющий тварь, всех живущих в этом мире, а второй зовет к этой радости и всех прародителей: Адам и Ева, пророцы со апостолы и праведными приглашаются разделить эту общую радость.
Заключительные, хвалитные стихиры говорят о благодатных последствиях для всего рода человеческого празднуемого события - рождения в мир Боговместимой Отроковицы, Божьего Селения: это вход Святителя Великого... Христа во вселенную, во спасение душ наших (здесь вновь звучит праздничная стихира "Сей день Господень"). В этих же стихирах Столп целомудрия одушевлен - Пречистая Дева - именуется Забралом девства, всем девствующим... девства доброту яве подающую (3-я стихира).
На Божественной литургии Блаженны от 1-го канона на 4 и от 2-го на 4. Тропари канонов лаконичны: благочестивые родители Пресвятой Богородицы рождают Спасение всех; Господь, от неплодной матери производя Деву, рождаясь от Нее, сохраняет Ее и по Рождестве нетленну, делая Ее Предстательницей и Помощницей всех; благочестивые родители посвящают свою Дщерь Богу - в храме Господни воспитатися честно; преславное Рождество Богородицы прославляют и Ее родители, и царь Давид, и Ангелов чини, и святых души...
Прокимен на Литургии, как важнейшая песнь в честь Богородицы, с особой полнотой раскрывающая величие и значение событие Рождества Ее для рода человеческого, взят из умилительной и возвышенной песни Самой Богородицы: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Оттуда же взят и стих: Яко призре на смирение Рабы Своея...
Апостольское чтение - из Послания святого апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 2, 5-11) указывает на высочайший образец смирения и уничижения Господа Иисуса Христа, которые проявились уже в самом рождении Его, а впоследствии и во всей Его земной жизни, и даже в смерти. За это смирение имя Его превознесено паче всякаго имени, дабы пред именем Иисусовым преклонялись всяко колено и ангелов, и людей живых, и умерших, исповедуя Его к славе Бога Отца. Содержание апостольского чтения напоминает и о глубоком смирении Самой Девы Марии.
Аллилуарий праздника - стихи 11 и 18 из 44-го псалма - наиболее выразительно говорящие о Богородице слова Псалмопевца, где говорится о великом внимании Ее к слову Божию и о великой награде Божией за это.
Евангельское чтение на Литургии (Лк. 10, 38-42; 11, 27-28, зачало 54-е) благовествует о блаженстве слушающих слово Божие, возвещаемое Самим Спасителем, и хранящих его, а также о восторженном и благоговейном восхвалении материнства Пречистой Девы некоей женой, возвысившей глас от народа.
Прокимен, Апостол и Евангелие Рождества Богородицы - общие для всех богородичных праздников.
Задостойник - ирмос 9-й песни 2-го канона: Чужде матерем девство, с припевом Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере.
Причастен Чашу спасения прииму, и Имя
Господне призову (Пс. 115, 4) - также общий для богородичных праздников, несомненно перекликается с 3-й паремией (Притч. 9, 2).
Церковный устав кроме песнопений праздника, чтения положенных зачал Евангелия, Апостола и паремий предписывает еще и чтения святоотеческие - из творений, посвященных празднику. Таковых, отмечает Скабалланович, на праздничном Всенощном бдении положено было целых шесть, "каждое объемом страниц 5-6. Первое из этих чтений положено в конце вечерни, второе по 1-й кафизме, третье - по 2-й, четвертое по полиелее, пятое по 3-й песни канона и шестое по 6-й песни канона.
Как правило, чтения эти ныне опускаются. Но знакомство с этими "уставными чтениями" представляет несомненный интерес, тем более, история нашей Церкви знает время весьма бережного к ним отношения.
Речь идет, конечно, о Великих Четиях Минеях святителя Макария Московского. В середине XVI века святитель Макарий поставил себе целью собрать воедино "все книги чтомые, которые в Русской земле обретаются". Так появились Великие Минеи Четьи - уникальный памятник Русской книжности. "Кто сия святыя книги со страхом Божиим и с великим вниманием прочитает на душевную пользу себе и слышащим, тот от Бога благословен будет и сугубу мзду от Него приимет", - писал в предисловии святитель Макарий.
В огромных фолиантах, каждый из которых содержит до полутора тысяч листов, собраны сказания о праздниках, жития, поучения, чтения из Священного Писания на каждый день годового круга богослужений. Рукописные Минеи замечательно иллюстрированы: художники-миниатюристы стремились передать самую суть празднуемого события. Один комплект Миней святитель Макарий передал как вклад в Успенский собор Московского кремля, "все святыя четии книги дал есми Пречистой Богородицы".
По заказу Ивана Грозного был изготовлен еще один комплект Миней - "Царский"; он имеет некоторые дополнения. Оба комплекта Великих Миней ныне хранятся в Государственном историческом музее. Наряду со всеми прочими достоинствами отметим не только максимальную полноту содержащихся в Минеях поучений, но и выверенность и безусловную достоверность всех входящих в них материалов. Тексты Миней стали своего рода эталоном для сборников, содержащих поучения на праздники годового круга. В конце XIX века они были частично изданы Археографической комиссией Академии Наук.
Именно там можно найти первое из уставных чтений на праздник Рождества Пресвятой Богородицы: и предложится чтение праздника - слово Андрея Критского, емуже начало: Аще мерима есть земля пядию" (Типикон). Свт. Андрей говорит о непостижимости празднуемого события, указывает на духовную красоту Пречистой Девы, изображенную в 44-м псалме (Пс. 44, 10-18). Адресуя Богородице более тридцати поэтических эпитетов, содержащихся в Ветхом Завете, свт. Андрей, приводит объяснение каждого из них и замечает, что в Священном Писании нет ни одного места, которое нельзя было бы приложить к Ней. Описывая само событие, послужившее основанием для праздника, свт. Андрей говорит, что оно предрешено было Богом еще при грехопадении прародителей и явлено было чудесным образом над бесплодной Анной. Постоянным рефреном к приветствиям Богородицы звучат многократно повторяющиеся в поучении свт. Андрея "Радуйся" и "Благословенна Ты". Пространное слово Андрея Критского читалось "на даяния два", т. е. разбивалось на два чтения.
Следующим на Всенощном бдении праздника читалось (по 2-й кафизме) поучение преподобного Иоанна Дамаскина, которое начинается словами "Придите все народы". Лучшим подарком на Рождество Пресвятой Девы, считает преподобный, будет слово. И в слове своем он объясняет, почему Дева Мария должна была родиться от неплодной матери, говорит о сущности рождения в мир Богородицы и в связи с этим и о сущности Боговоплощения, указывая на Ее превосходство над всеми святынями Ветхого Завета. Спасительными для всего мира являются последствия Ее Рождества и обусловленного им Боговоплощения: мир получает от Бога более, нежели потерял при грехопадении прародителей. Завершая свое слово, преподобный Иоанн обращается к участникам события - Самой Богородице и Ее родителям - с просьбой принять его дар.
Следующее чтение - поучение Григория Цамблака (XIV в.), начинающееся словами "Да предначинает настоящему торжеству Давид Богоотец". К торжеству приглашаются и родители Богоотроковицы, и Давид, и все колена Израилева. Весь Ветхий Завет поникнут мыслью о Богородице - прообразы Ее суть и Ноев ковчег, и сень Авраамова, и Иаковля, и купина Мосеева, и жезл Ааронов прозябший, и руно Гедеоново... Это чтение также читается в два приема.
Последним полагается чтение из Пролога - составное, включающее в себя синаксарь праздника (собрание исторических сведений) и несколько поучений "зело душеполезных". Поучения на Рождество Богородицы обязательно включались в состав Прологов. Например, один из наиболее древних сохранившихся Прологов - хранящийся ныне в Библиотеке Академии Наук в СПб. рукописный Пролог XIII века - содержит поучения св. равноапостольного Климента Охридского не только на сам праздник, но и на предпразднство.
Относительно службы в предпрзднство (оно однодневное) и попразднство (четыре дня) Скабалланович говорит, что они не представляют собой чего-либо совершенно нового по сравнению с праздничной, но передают те же мысли в несколько иных выражениях.
Необходимо особо остановиться на иконографии праздника: "умозрение в красках" не только иллюстрирует богослужебные тексты, помогает лучше понять суть празднуемого события, привлекая для этого совершенно иные образные средства.
Иконы Пресвятой Богородицы - это образ первого человека, осуществившего цель Боговоплощения - обожение человека. Из всего рода человеческого Матерь Божия первая достигла той цели, которую Бог поставил пред всеми людьми - полного преображения всего человеческого естества. Церковное предание стойко усвояет первые иконы Евангелисту Луке - но, конечно это не изображение праздников в честь Богоматери.
Православная икона - трезвенная, лишенная какой бы то ни было экзальтации передача определенной духовной реальности. Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит изображаемое событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним. Действие, таким образом, не замыкается, не ограничивается тем местом, где оно исторически произошло, так же как и конкретным историческим моментом времени, когда оно случилось, но происходит днесь. На иконах праздника это видно весьма наглядно.
На Русь иконы Рождества Пресвятой Богородицы пришли из Византии. Исследователи отмечают, что изображений праздника до-иконоборческого периода не сохранилось, и наиболее древние изображения праздника относят к X-XI вв. Устойчивая и широко распространившаяся иконография праздника косвенно свидетельствует о том, что уже в до-иконоборческий период иконы праздника Рождества Богородицы в Церкви были. Как пример можно привести росписи грузинских храмов: например, посвященный Богородице храм в Атени был построен в начале VII века, и хотя сохранившиеся росписи более поздние (XI в.), трудно представить, чтобы храм оставался не расписанным в течение нескольких столетий - видимо, в XI были поновлены старые росписи. Иконописцы из Давидо-Гареджийского монастыря (первые пещерные храмы там появились уже в VI веке) приносили свои традиции во многие другие храмы и обители - Удабно, Бертубани, Колагири... Изображения Рождества Богородицы и связанных с праздником сюжетов типичны для фресок грузинских храмов, начиная с девятого века (более ранних не сохранилось).
На иконах ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип изображения рождества без страданий) - ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней - повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко изображена и Дева Мария в колыбели. На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы более позднего времени содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы... Особенно интересными бывают клейма. На ранних фресках те сцены, которые изображаются в клеймах, представлены как самостоятельные сюжеты. Их содержание: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у бесчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; Плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; Беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную); к этим сюжетам примыкают и связанные с праздником Введения Богородицы во Храм - принесение Девы Марии в храм, первые семь шагов Богоотроковицы...
Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются: фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века), росписи Преображенского собора Псковского Мирожского монастыря (XII век). Искусство иконописи на Русь пришло из Византии, и среди ранних памятников нашей иконописи историки искусства видят немало прямых заимствований. Но в XII-XIII вв., когда иконография отдельных композиций была достаточно разработанной, а на Руси существовало уже несколько самобытных иконописных школ, достаточно широким полем для творчества было создание не отдельных икон или фресок, а общей схемы росписи храма как богословски и художественно осмысленного единого целого. По-новому звучат в этом едином целом и отдельные его элементы - отдельные иконы, фрески, детали убранства храма. Поэтому, сравнивая древнерусские памятники иконописи с византийскими, сербскими, грузинскими, можно найти в них не только много общего, но и те оригинальные решения стоящих перед художником традиционных задач, которые делают древнерусское искусство уникальным явлением в мировой художественной культуре.
Из близких по времени к упомянутым выше отечественным памятникам можно назвать византийские и сербские: мозаики в монастыре Дафни (XI в.), фрески в церквях свт. Ахиллия в Арилье, вмч. Пантелеимона в Нерезе, св.Софии в Охриде. Посвященный Спасителю храм в "Загородном монастыре" (превращенный в мечеть, он известен как Кахрие-Джами) был в XII веке украшен мозаикой. Мозаики одного из притворов посвящены Богородице: в сложной композиции изображены Рождество Богородицы, ласкание Младенца Марии Иоакимом и Анной, Введение Богородицы во Храм, благословение первосвященниками Младенца Марии, Богоотроковица, принимающая пищу от ангела, Благовещение и другие сюжеты из земной жизни Пресвятой Богородицы. Широко известна фреска Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304 г.).
К высоким византийским образцам восходят не только древнерусские, балканские или грузинские памятники. Византийское влияние исследователи видят в мозаиках Каваллини, фресках Джотто. Эти и многие другие многочисленные изображения Рождества Пресвятой Богородицы показывают, какое большое значение этому придавали празднику христиане в самых разных странах.
...На Руси первые храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы появились вскоре после Крещения: святой равноапостольный князь Владимир, словно пророчески прозревая значение великого праздника в честь Пречистой для своего новообращенного народа, решил посвятить Ей первый каменный храм, построенный на русской земле. В 996 году была освящена вероятнее всего, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Десятинная церковь в Киеве. Святой Владимир, по выражению древней летописи, удивил, т.е. украсил эту замечательную церковь серебром и золотом; на стенах были прекрасные фрески, а алтарную часть украшали мозаичные изображения... С тех пор возвещающее радость всей вселенней Рождество Пресвятой Богородицы прочно вошло в сознание первого поколения христиан земли русской как важнейшее событие Божественного домостроительства. Благоволил Художник всего Бог открыть нам другой стройный и новосоставленный мир (по слову святителя Андрея Критского), в котором по благодати Матерью нам стала Богородица Мария - и в этом стройном и новосоставленном мире увидели себя и шагнувшие в этот мир новопросвещенные русичи...
Уже в Х веке у истока реки Волхов из озера Ильмень, где когда-то стоял славянский идол Перун, был основан древнейший на Новгородской земле Перынский монастырь с соборным каменным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы - за свою тысячелетнюю историю обитель несколько раз была разорена до основания и ныне вновь возрождается.
В 1117 году в Новгородском Антониевом монастыре был построен соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы - также один из самых ранних в Новгородской земле. Преподобный Антоний Римлянин, основавший обитель в 1106 г., сам руководил и постройкой собора, и его росписью; финансировалось строительство не из княжеской казны (в отличие от остальных новгородских храмов), не получал помощи игумен и от новгородского архиепископа, поэтому строительство и велось не столь быстро. К сожалению, первоначальные росписи не сохранились - монастырь неоднократно разоряли иноземцы, он несколько раз горел, сильно разорил его во время своего похода на Новгород и Иван Грозный, но каждый раз обитель возрождалась, поновлялись и росписи, среди которых основное место занимали сюжеты, связанные с Рождеством Пресвятой Богородицы.
...Когда после смерти отца, князя Юрия Долгорукого, св. Андрей Боголюбский стал в 1157 году великим князем Владимирским, занеже бе любим всеми за премногую его добродетель, юже имяше прежде к Богу и ко всем сущим под Ним, в числе первых и важнейших дел по созиданию на Руси нового государственного порядка (укрепление централизованной власти) занимался он храмоздательством. Из тридцати, построенных св. Андреем каменных храмов первым стал храм Рождества Богородицы в Боголюбове (1157 г.). Князь Андрей любил водить в храм всех иноверцев язычников - и из числа своих подданных, и приезжих купцов от латынян и всякия погани, чтобы увидели они красоту и величие православного храма, убедились в благодатном заступлении и помощи Пресвятой Богородицы, избравшей Своим уделом Русь. Не будет большим дерзновением говорить о том, что становление и укрепление Русского централизованного государства, создание его нового духовного центра, наконец, самое формирование великорусской народности были осенены почитанием неизреченно младенствующей Девы, Питательницы жизни нашея...
Псковская летопись сообщает, что в 1299 году при нападении на город ливонских рыцарей мученическую кончину вместе с братией принял в своей обители преподобный Иоасаф, основатель Снетогорского Рождество-Богородичного монастыря. Монастырь стоял на Снетной горе в излучине реки Великой, куда и поныне заходит на нерест знаменитый псковский снеток. Монахи занимались мирным рыбарским трудом, но в годы вражеских набегов все монастыри-сторожи становились грозными крепостями... Обитель отбил у врага привел в порядок другой святой Псковской земли - благоверный князь Довмонт - Тимофей. Фрески соборного храма (1313 г.), раскрытые в начале ХХ века - уникальный памятник древнерусской живописи: "Псковские мастера работали с большой живописной свободой, в ряде случаев отступали от традиционных композиционных схем, вводили иконографические новшества. Художественный язык снетогорских фресок отличается непосредственностью, даже импульсивностью. Лица святых во фресках исполнены энергии и воли. Таких лиц не увидишь ни во фресках Феофана Грека - выдающегося живописца родом из Византии, ни в замечательных своей эмоциональностью росписях новгородского храма Успения на Волотовом поле, ни в аскетически-суровых сербских фресках..." (М. Алпатов).
В удивительной по своей красоте церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле под Новгородом, построенной в середине XIV века, среди росписей, сделанных в год Куликовской битвы безвестным русским мастером (вероятно, учеником Феофана Грека), были и сюжеты, связанные с Рождеством Пресвятой Богородицы - принесение даров в Иерусалимский храм праведным Иоакимом, отвержение этих дров первосвященником, Иоаким в пустыне с пастухами, моление праведной Анны о даровании чада, Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот Иерусалимского храма. Очень живые, выразительные и динамичные образы словно опередили свое время - в начале ХХ столетия русские художники любили посещать Успенскую церковь, видя в древних фресках не столько образец для подражания, сколько источник вдохновения для своих живописных полотен. Росписи Успенской церкви чудом уцелели во время пожара в конце четырнадцатого века, пережили нашествие шведов в начале семнадцатого, когда захватчики разрушили и осквернили множество святынь на Новгородской земле - но во время Великой Отечественной войны были варварски уничтожены. Сохранились лишь сделанные в двадцатые годы фотографии, да копии отдельных фресок...
Та же участь постигла и другой, гораздо более древний, прекрасный новгородский храм - церковь Спаса Преображения на Нередице, построенный в самом конце двенадцатого века. Среди росписей Спаса-Нередицы были сюжеты, связанные с Рождеством Богородицы. "Нередицкие фрески представляют редкое явление в ряду других памятников фресковой живописи. По обилию иконографических сюжетов и типов... они превосходят все известные памятники фресковой росписи в Византии и России", - писал около столетия назад основоположник отечественной церковной археологии Н.В. Покровский. В годы Великой Отечественной войны и этот замечательный храм был разрушен до основания...
Но, милостью Божией, погибли не все памятники нашей церковной старины. "В лето 7008 (1500) месяца августа в 6 день начата бысть подписывати церковь и кончена на 2 лето месяца сентября в 8 день, а писцы Дионисий иконник со своими чады", - такими словами летопись рассказывает о фресках соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Фрески Дионисия поражали своей красотой современников - поражают и ныне. Портал собора с сюжетами Рождества Богородицы был для входящих в храм образом врат, ведущих от суетного сего и мимотекущего бедного жития во онь нескончаемый век... Преподобный Ферапонт Белоезерский особо почитал праздник Рождества Пресвятой Богородицы - ему посвятил он и новую обитель: Дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества и преподобного Ферапонта в Лужках в Можайске - так назывался Лужецкий монастырь, основанный преподобным в 1408 году по желанию и на средства благоверного князя Андрея Дмитриевича Можайского.
Один из древнейших памятников архитектуры, сохранившихся в Московском Кремле - белокаменная церковь Рождества Богородицы с приделом в честь Воскрешения праведного Лазаря. Построена она была в 1393-1394 годах на Великокняжеском дворе по заказу княгини Евдокии (преподобной Евфросинии Московской), вдовы благоверного князя Димитрия Донского. Церковь была придворным храмом женской половины дворца, причем до постройки Вознесенского монастыря (основанного в 1387 году также преподобной Евфросинией) Лазаревский придел служил усыпальницей княгинь. Церковь в 1395 году расписали Феофан Грек и Симеон Черный с учениками. Она несколько раз горела, перестраивалась, и при постройке Большого Кремлевского дворца 1838 оказалась почти целиком обстроенной новыми стенами.
Рождеству Пресвятой Богородицы был посвящен и Бобренев монастырь, построенный по обету Дмитрием Волынцем-Боброком, соратником св. благоверного князя Димитрия Донского - ведь победа на Куликовом поле одержана была в день Рождества Пресвятой Богородицы. Разоренная в годы безбожия обитель ныне возрождается.
А Коневский Богородице-Рождественский монастырь, основанный на острове Ладожского озера в 1393 г. преподобным Арсением нес миссионерские труды: находящийся на острове огромный (более 750 тонн весом) валун "Конь - камень" был некогда местом языческих жертвоприношений местных жителей - карел; насельники обители занимались их просвещением, наставляли в вере Православной.
Перечень замечательных памятников древнерусского искусства, связанных с праздником Рождества Пресвятой Богородицы был бы неполным, если не упомянуть книжную миниатюру. Столь же древними, как в иконописи и храмовой росписи, являются изображения Рождества Пресвятой Богородицы в миниатюрах лицевых рукописей. Как и другие жанры древнерусского искусства, книжная миниатюра была творческим заимствованием у Византии.
Одна из древнейших миниатюр с изображением праздника имеется в рукописной Минее, привезенной в середине XIX века из монастыря Ставро-Никита на Афоне в Синодальную библиотеку. Рукопись датируется 1063 годом. В 1920 году вместе со всей Синодальной библиотекой она попала в Государственный Исторический музей. Подобные рукописные греческие минеи имеются также в библиотеке Ватикана (Menologion Graec. № 1613) и Миланской библиотеке св. Амвросия (Hist. Graec. № 6), что свидетельствует о устоявшейся иконографии праздника в греческих лицевых рукописях.
На Русской земле традиции византийской книжной иллюстрации были не только благоговейно сохранены, но и преумножены, причем не только в крупных книжных центрах, но и в библиотеках многих обителей Руси можно было встретить удивительной красоты книжные миниатюры - таков, например, переписанный и иллюстрированный иноками Ниловой пустыни в XV веке сборник Бесед на двунадесятые праздники святителя Иоанна Златоуста. Лаконичные, но очень выразительные миниатюры стараются передать самую суть праздника.
В написанном за полтора года до преставления, 14 января 1436 года, духовном завещании преподобного Дионисия Глушицкого, перечислено двадцать рукописных книг - "строение игумена Дионисия", т.е. им самим либо под его руководством написанных и иллюстрированных. Среди миниатюр рукописных книг встречаются и изображения Рождества Богородицы, хотя и значительно реже, чем иллюстрации к Евангелию и Псалтири. (Можно отметить, что, например, в армянской рукописной книге иллюстрации с изображениями богородичных праздников встречаются весьма редко: из тысяч древних рукописных книг, хранящихся в богатейшем собрании Ереванского Института древних рукописей - Матенадаране немалое число содержат миниатюры с изображениями Пресвятой Богородицы, но собственно праздничных среди них почти нет).
Упомянем и еще об одном уникальном, встречающемся только на Руси, виде иконописи. "Во многих больших церквах и монастырях находятся ковчеги наподобие книги, крытые бархатом или парчой, посеребренные и позолоченные..." - этими словами архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший в середине семнадцатого века Антиохийского патриарха Макария в его путешествии по России, начинает описание так называемых таблеток - небольших икон, написанных с двух сторон на туго пролевкашенной паволоке. Они использовались как святцы - в качестве аналойных праздничных икон. Интересно, что святцы в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне упоминаются уже в описи 1142 года. Написанные с особой тщательностью, они служили своеобразным иконографическим эталоном, пособием для иконописцев при создании новых икон.
Следует особо отметить, что среди икон Рождества Пресвятой Богородицы некоторые были на Русской земле прославлены чудотворениями.
В селе Исаакове (Ярославской области) в середине XVIII века в небольшом монастыре - Исааковой пустыни - был построен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Праздничная икона, почитаемая чудотворной, имеет необычную иконографию: два ангела держат само изображение Рождества Богородицы, которое со всех сторон окружают херувимы. Эта икона в XIX столетии очень почиталась в Ярославской губернии: почти весь год она пребывала в разных местах, куда ее приносили с крестными ходами для поклонения и молитвы.
В Лукиановой пустыни под Переславль-Залесским была прославлена чудотворениями древняя (не позднее шестнадцатого века) икона Рождества Богородицы. Как и Исааковскую, эту икону
в летний период с крестными ходами переносили из села в село, а к празднику она возвращалась в обитель.
Новгородская чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы в посвященном празднику храме (Рождества Богородицы, что на Торговой стороне) прославлена была исцелениями уже в XVI веке.
В Вологодской губернии в начале XVI века, при великом князе Василии III, был основан Сямский монастырь. Предание говорит, что одному из жителей явилась во время тяжкой болезни в видении Сама Пречистая Дева и повелела устроить на указанном Ею месте обитель в честь Ее Рождества. Больной нашел в себе силы объявить прихожанам своего храма волю Царицы Небесной, и Ею явлено было первое чудо: парализованный выздоровел. Усердием жителей обитель была устроена, и хотя неоднократно подвергалась бедствиям и пожарам, Сямская икона Рождества Богородицы всякий раз чудесным образом была сохранена.
В середине семнадцатого века в Курской епархии была основана Глинская Рождество-Богородицкая пустынь. Здесь явлена была чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, названная впоследствии Пустынно-Глинской. Просиявшая позднее процветавшим в ней старчеством пустынь поначалу привлекала множество паломников со всей России именно своей чудотворной иконой Рождества Богородицы.
Рождеству Пресвятой Богородицы была посвящена и другая знаменитая Курская обитель - Коренная. Основанная на том месте, где примерно в 1300 году в корнях дерева была обретена икона Богоматери (впоследствии получившая название Курской-Коренной), пустынь долгое время бедствовала. В начале XVIII века в ней был построен соборный каменный храм в честь Рождества Богородицы; в середине девятнадцатого века вместо него построили новый, по проекту архитектора К.А. Тона (проектировавшего и Храм Христа Спасителя). Ныне разоренная в годы безбожия обитель, в том числе и ее главный храм, возрождаются.
Из тех икон Рождества Пресвятой Богородицы, что хранятся ныне в музейных собраниях, особенный интерес представляет находящаяся в Третьяковской галерее икона середины XIV века Новгородской школы, происходящая из собрания С.П. Рябушинского: приемы иконописца характерны для более раннего времени (XIII в.) и дают возможность представить, как выглядели более ранние иконы Рождества Богородицы.
Икона Рождества Богородицы из музея П.Д.Корина (начало XV века, Псковская школа) перекликается с фреской собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (которые почти на полтора века древнее) - детали, встречающиеся только в Псковской иконописи, наглядно показывают, как художник в традиционную иконографию праздника вносил элементы, делающие его произведение ближе и понятнее: например, Новорожденная Мария туго запелената и лежит в высокой колыбели - художник словно позаботился о том, чтобы не простудилась Богоотроковица, а для омовения Младенца Марии приготовлена круглая купель, напоминающая ушат, в котором купали когда-то своих младенцев псковитянки...
Но не бытовые детали, не колорит живописи, не композиция, а то, что перед этими иконами молились многие поколения православных русских людей, делают их настоящими шедеврами древнерусского искусства: душа человеческая стремится ко спасению, тянется к красоте горнего мира - и воспринимая икону как окно в этот горний мир, наслаждается и назидается видением того таинства Рождества Пресвятой Богородицы, которое в вечности пребывая, на иконе видится днесь. (По точному слову Л. Успенского, действие, изображенное на иконе, и действие, совершаемое в богослужении - едины во времени... Настоящее здесь сопрягается с вневременной эсхатологической реальностью).
А именно в празднике Рождества Богородицы назидаться можно многим. И те уставные чтения, которые в наше время в какой-то степени заменяет проповедь священника в день праздника, наглядно показывают, что во все времена Церковь не оставляла своим вниманием и назидательную сторону праздника:
Люди Божии... почтим память Богоотцов, возвеличим силу Таинства! Каждый из нас по мере данной ему благодати да принесет достойный дар настоящему торжеству. Родители - благочадие, неплодные - неплодство греха. Если кто из вас отец, пусть подражает отцу Пресвятой Девы. Мать, питающая чад своих, пусть радуется вместе с Анной, воспитавшей Чадо, дарованное ей по молитве. Лишенная благословенного плода пусть приходит с верой к Отрасли, прозябшей от Анны, и ветвь неплодная оплодотворится. Дева, непорочно живущая, пусть будет матерью слова, украшая словом души... (Из поучения свт. Андрея Критского).
Но не только в начале восьмого века звучит в день праздника слово назидания - слышим мы его и сегодня: Всем нам необходимо понять сейчас, что надо срочно спасать от тлетворного духа времени и возвращать Богу нашу малую церковь, нашу семью. Надо именно в ней возжечь лампаду христианской жизни в Боге. И только в этом - спасение мира, наше спасение.
Мы не преуспеем сразу, нам будет крайне трудно, но делать это надо ради жизни в вечности. Ведь отцы и матери, Богом благословенные творцы и покровители детей своих, ответственны за них и за себя. И не наше ли дело теперь, в пустыне мира, где царят одиночество, суета и равнодушие, тревожная неуверенность и злоба, создать очаг молитвы. Надо помнить, что где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь посреди них.
Тогда оживет дом! И один, и другой, и третий. Устроятся расстроенные безбожием порядки внутренней жизни семьи и каждого человека. И Царство Божие, вернувшееся в душу, снова начнет преображать мир. И вернутся дети к Богу, и вернутся к родителям своим из непогоды окружающего мира... (Архимандрит Иоанн Крестьянкин).
По всей необъятной России сияли своим благолепием храмы, укреплялись подвигами благочестия монашеские обители, посвященные Рождеству Пресвятой Богородицы - от Московского, что на рву, основанного в 1386 году на крутом берегу реки Неглинки княгиней Марией Серпуховской, матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Андреевича Храброго до Южно-Уссурийского, построенного в начале ХХ века; от древнейшего монастыря ХI века, находящегося во Владимирском кремле (где нашел упокоение и был первоначально погребен св. благоверный князь Александр Невский) до миссионерского Уфимского Камско-Березовского (начала ХХ века).
В Санаксарском Богородице-Рождественском монастыре нашел упокоение причисленный в 2001 году к лику святых выдающийся русский флотоводец адмирал Федор Ушаков (+1817); трудами его дяди, старца-игумена Феодора, пришедшая в конце XVIII века в упадок обитель вновь расцвела. Знаменитая Богородице-Рождественская Глинская пустынь, основанная в первой половине XVI века, была наряду с Оптиной местом средоточия старчества, со всех концов России устремлялись сюда ищущие духовных наставников люди...
В годы воинствующего атеизма были разорены все русские обители, посвященные Рождеству Пресвятой Богородицы. Иные как-то использовались безбожной властью и хоть оскверненные, но устояли, а иные (как основанный в 1391 г. племянником Преподобного Сергия Радонежского, святителем Феодором, Ростовский монастырь) разрушались с таким остервенением, что восстановить их почти невозможно...
В Первопрестольной столице чудом уцелел только один храм Рождества Пресвятой Богородицы - в бывшем селе Владыкине, принадлежавшем Московским Первосвятителям (отсюда и название села): в годы массовых закрытий церквей находящийся на тихом Алтуфьевском шоссе пригородный храм не привлек внимания безбожников. А остальные - в Бутырской слободе, в Путинках, на Кулишках, даже древнейший, основанный в 1370 году Преподобным Сергием в Старом Симонове, где похоронены были герои Куликовской битвы Александр Пересвет и Андрей Ослябя - все были разорены.
Немного приходских храмов - считанные единицы - посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы уцелело и по Московской Епархии. Не закрывались храмы в селе Никольское-Трубецкое (1862 г.) Балашихинского благочиния, в с. Возмище (XVI век) Волоколамского благочиния, деревянный храм в селе Рудня-Никитское (1782 г.) Орехово-Зуевского благочиния, в с.Саурово (1872 г.) Павлово-Посадкого благочиния; на краткое время перед Великой Отечественной войной был закрыт, но в 1943 г. вновь открыт храм в г. Орехово-Зуево.
Конечно, храмы страдали не только от рук вандалов новейшего времени: построенный в XVIII веке храм в селе Верхнее Мячково (Раменское благочиние) пострадал от нашествия французов; в 1812 г. они разграбили его и осквернили. Восстановить его удалось лишь к середине 19-го века - но, возрожденный к жизни трудами местных крестьян, храм и ныне являет собой редкий памятник народного искусства.
Было закрыто и почти полностью разорено около пятидесяти храмов и монастырей Московской Епархии, посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы.
...В 1998 году на берегу канала им. Москвы, в селе Степаньково (Мытищинское благочиние) построена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, ставшая местом непрестанной молитвы за души умученных строителей канала, среди которых было немало как священнослужителей, так и простых верующих людей, принявших смерть в годину гонений на Церковь.
Строится церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в подмосковном наукограде - городе Королеве... Как и в древности, находя в замечательном празднике Рождения в мир Богоотроковицы вдохновение для храмоздательства, православные русские люди возводят в честь Нее все новые и новые святыни.
Протоиерей Николай ПОГРЕБНЯК