Блаженство, милосердие, человеколюбие

Выдержки из «Православного исповедания» святителя Петра Могилы
 

Вопрос 38. Какое пятое блаженство?
Ответ. Блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф. 5,7).

Вопрос 39. Чему учит блаженство сие?
Ответ. Учит, что блаженны те люди, которые творят дела ми­лосердия и человеколюбия.

Вопрос 40. Какие дела милосердия ?
Ответ. Дела милосердия двоякого рода: одни из них относятся к телу, другие к душе.

Вопрос 41. Сколько дел человеколюбия, относящихся к телу?
Ответ. Семь. Первое — дать алчущему пищу. Как сказал Хрис­тос: взалкался бо, и даете Ми ясти (Мф. 25, 35), т. е. бедным и немощным, которые не могут пропитать себя собственными труда­ми. Таковую милостыню должно уделять из тех благ, которые при­обретены честным образом, собственным и праведным трудом, по словам Писания: Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (Притч. 3, 9). Притом должно подавать милостыню не только тем бедным, которые в большом множестве открыто просят, или которые находятся в богадельнях; но также и тем, которые по своей стыдливости не могут просить милостыни. Впрочем, надобно остерегаться, чтобы дело милосер­дия не сделалось известно другим людям, и не заслужило похвалу и одобрение, как Христос говорит: Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят в сонмищах и в стогнах, яко да прославятся от человек. Аминь, глаголю вам, восприемлют мзду свою (Мф. 6, 2).

Вопрос 42. Какое второе дело милосердия ?
Ответ. Напоить жаждущего, т. е. того, который по причине бедности и слабости своей не имеет средства утолить жажду свою. Под сими словами разумеется всякий род пития во время жажды, которую если кто утолит и одною чашею холодной воды в жажду­щем, получит блаженство по словам Спасителя нашего. Который говорит в Писании: Иже бо аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вам не погубит мзды своея (Мк. 9, 41). Сюда принадлежат все услуги, которые, каким бы то ни было образом оказывает кто-нибудь бедным и немощным, т.е. которые не могут снискивать нужное для себя трудом или промыс­лом своим.

Вопрос 43. Какой третий долг человеколюбия?
Ответ. Одеть нагого. Сего блаженства достигают те, которые, быв подвигнута человеколюбивым расположением к ближнему сво­ему, помогают ему в нужде, одевая его наготу. За сие Иисус Хри­стос воздаст им награду в день суда и скажет: приидите, благосло-веннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Здесь разумеются не только совер­шенно нагие, но и те, кои хотя и имеют одежду, но такую, которая не может защитить их от стужи, или которые страждут от како­го-нибудь несчастия и с большим трудом сохраняют жизнь свою по причине скудной одежды. Посему милосердный человек должен также и им явить какое-нибудь дело человеколюбия, подав им что-нибудь для одеяния, дабы они могли защищать себя от холода.

Вопрос 44. Какое четвертое дело милосердия?
Ответ. Посещать заключенных в темнице. При сем мы не долж­ны изыскивать, за какую кто вину посажен в темницу, и кто имен­но тот человек, который содержится в темнице. Ибо кто бы он ни был, и за какое бы преступное дело ни ввержен был в узы, наш долг — для Христа Господа нашего,— прийти, посетить и утешить его, дабы он не впал в отчаяние.

Вопрос 45. Какое пятое дело милосердия?
Ответ. Навещать больных. Таковое дело каждый должен испол­нять, не разбирая того, сродник ли болящий, домашний ли ему, друг ли, сверстник ли его. Вообще всякого больного, особливо который лежит в больнице, или на торжище, хотя бы он был вовсе неизвестен, должен навещать сим образом: во-первых, утешать его беседою, сострадая ему сердечно в его несчастии; во-вторых, уве­щевать больного, чтобы он терпеливо переносил таковое свое не­счастие, и чтоб принял сие посещение Божие без скорби сердца и без ропота; а напротив, устами и сердцем благословлял Бога, яв­ляющего над ним сию волю Свою, уповая крепко, что Он по чело­веколюбию Своему пошлет ему исцеление. Кроме того, должен советовать ему, чтобы он с сокрушенным умиленным сердцем, ис­поведав грехи, которые как человек соделал, причастился Пречис­тым Тайнам и принял Елеосвящение, по обычаю Церкви: поелику Таинства сии весьма много содействуют не только ко спасению души, но и к здравию тела. Еще должен непрестанно молить о нем Бога, препоручить его и общим молениям всей Церкви. Даже ког­да больной, по бедности своей, не может объявить Церкви болезнь свою, долг милосердного человека — призвать духовного Отца его для совершения над ним надлежащих обрядов. Наконец, должен увещевать больного, чтобы он не впадал в суеверие и не прибегал к искусствам, запрещенным Церковию, т.е. чтобы не старался вос­становить свое здоровье с помощью волшебства и сообщения с диаволом, чрез что он более получит вреда, нежели сколько облегче­ния; но чтобы все свое упование и надежду возложил на милосердие Божие; да и лекарства принимал бы те только, кои составлены опытными врачами. Таковое посещение немощных делает посетителей блаженными и в сем мире, и на небесах. Если же больной будет иметь болезнь прилипчивую и даже заражен будет моровою язвою, в таком случае человек благочестивый, чтобы не подвергнуть опас­ности жизнь свою, должен исполнять дела милосердия посредством способных к сему людей, которые могут обращаться при таковых болезнях без вреда себе.

Вопрос 46. Какое шестое дело милосердия?
Ответ. Ввести странного в дом свой — что нужно делать с радост­ным лицом и сердцем. Особливо же тех странных должно принимать в доме, которые, путешествуя ко Святым местам для поклонения по обещанию своему, останавливаются для отдыха в селениях: таковы суть все Богомольцы и все бедные. Желающий наследовать сие бла­женство должен по силам своим помогать им в нужде. Еще более должно оказывать гостеприимство тем, которые лежат в изнеможе­нии на торжищах и на распутьях, испрашивая себе подаяния.

Вопрос 47. Какое седьмое дело милосердия?
Ответ. Погребать умерших. Сие дело должен каждый исполнять с готовностью. Особливо же должен заботиться о тех, которые умер­ли в крайней бедности, принося нужное для погребения их по обы­чаю христианскому, как делал Товия (Тов. 2, 1-7). Если же кто умрет из друзей или сродников; в таком случае православные и бла­гочестивые люди, для исполнения сей обязанности, должны со­проводить тело умершего до самой могилы — с прошениями и мо­лениями к Господу о душе скончавшегося.

Вопрос 48. Сколько дел милосердия, относящихся к душе, и какие они?
Ответ. Семь. Первое — чтобы отклонить грешника от греха и привлечь его к лучшей жизни, как свидетельствует Писание: братие! аще кто из вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, покрыет множество грехов (Иак. 5,19-20). Сей долг человеколюбия есть первый и главный, побуждающий право­славного к сожалению о ближнем своем: поелику имеет целию бла­га не временные, а вечные. Но при исполнении сего долга должно остерегаться, чтобы по неопытности не привести грешника в отча­яние, или в излишнее упование на милосердие Божие: ибо и то и другое принесет грешнику более вреда, нежели пользы. И так дол­жно благоразумно держаться средины. Если же кто сам неспособен выполнить сию обязанность — пусть изберет другого, который имеет гораздо более опытности в сем деле. Подобным образом мы долж­ны поступать и тогда, когда случится нам иметь дело с еретиками и раскольниками.

Вопрос 49. Какое второе дело духовного милосердия?
Ответ. Наставить неученого и невежду; сие дело надлежащим образом исполнит тот, кто научит невежду, как должно веровать в единого Триипостасного Бога. Предполагается, что он способен научить. В противном случае пусть найдет кого-нибудь разумнее и опытнее себя, дабы не сбылось сказанное, что слепой если поведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14; Лк. 6, 39). Во-вторых, должен научить незнающего, как ему призывать Бога, и в какой молитве открывать Богу прошения свои; также научить его запове­дям Божиим, показав и способ, как можно сохранить оные без тру­да. Наконец, сюда относится и то, чтобы стараться о доставлении сирым детям образования в науках и познаниях, дабы со временем и они соделались полезными Церкви и обществу, и молились Богу за благодетелей своих. Если будем нерадеть о сем, то необходимо должны страшиться того страшного приговора, который произне­сен на раба, получившего один талант, и возвратившего оный без всякой прибыли (Мф. 25, 24-30).

Вопрос 50. Какое третье дело духовного милосердия?
Ответ. Подать добрый совет имеющему нужду в нем. Сей долг исполняется тогда, когда кто людей, живущих развратно, благоче­стивыми и Христианскими увещеваниями и добрыми советами об­ращает к лучшему образу жизни. Также, когда люди подвергаются каким-нибудь прискорбным и тесным обстоятельствам и не находят средства избавиться от них; тогда должно с радостью нести к ним совет, как лекарство, дабы спасти жизнь или честь их. К сему от­носится еще и то, чтобы извещать ближнего об опасности, в кото­рой находится или жизнь или честь его, и о которой он не знает; впрочем, так, чтобы между теми лицами не породить распрей, а отселе больших опасностей.

Вопрос 51. Какой четвертый дом духовного милосердия?
Ответ. Молиться Богу за ближнего своего. Сей долг человеко­любия первоначально падает на Духовных Отцов и Пресвитеров Церкви, а потом на мирских людей. О сем довольно сказано в седь­мой мой заповеди Церковной.

Вопрос 52. Какое пятое дело духовного милосердия?
Ответ. Утешить печального. Сия обязанность милосердия требу­ет, чтобы мы никого не приводили в состояние гнева и жалобы на нас, и чтобы не подавали причины к печали, по словам Апостола: Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающее возлюбленнии, но дадите место гневу. Писано бо есть: Мне отмщение. Аз воздам, глаголет Господь (Рим. 12, 18-19). Таковая обязанность особливо должна быть исполняема тог­да, когда кто отягчен великими грехами, или опасно болен или угне­тен великою скорбию и несчастием: таковых людей должно утешать.

Вопрос 53. Косое шестое дело духовного милосердия?
Ответ: То, чтобы переносить обиды с терпением. Мы испол­няем оное тогда, когда претерпеваем что-либо за Христа; в таком случае должны претерпевать с радостию: поелику Господь наш Иисус Христос претерпел за нас несравненно большие обиды, как сказа­но: зане и Христос пострадал за нас... да последуем стопам Его (1 Пет. 2,21). Сверх того не должны желать зла тем, кои обижают и притесняют нас, и не должны платить злом за зло, по словам Апостола: не воздающе зла за зло (1 Пет. 3, 9) Напротив, когда мы терпим что несправедливо, должны благословлять Бога и про­сить у Него прощения благам нашим.

Вопрос 54. Какое седьмое дело духовного милосердия?
О
твет: Прощать погрешности, которые сделали пред нами дру­гие. Мы тогда исполняем сие дело милосердия, когда оскорбле­ния, нам причиненные, какого бы рода они ни были, прощаем врагам нашим, и даже молимся о прощении оскорбителя нашего, как выше сказано; прощать же мы должны не только однажды в день, но в каждый день семью семьдесят раз.


 
Hosted by uCoz